МНОГОКОРПУСНЫЕ РАЗБОРНЫЕ И НАДУВНЫЕ ПАРУСНЫЕ СУДА 
ГАНДИКАП МАРИНС


Настоящие правила разработаны на основе международной системы гандикапа для малых катамаранов (2001 ISAF INTERNATIONAL SMALL CATAMARAN HANDICAP RATING SYSTEM, SCHRC) со следующими основными изменениями: 
1. Расчетная длина судна принимается равной его максимальной длине. 
2. Не применяется поправка на шверт.

Расчёт гоночного балла

Исходные данные и обозначения:

WC         Вес экипажа.
WS         Вес судна.
AL          Наибольшая длина судна.
CM          Площадь грота.
VLM        Высота грота.
CJ           Площадь стакселя.
VLJ Высота стакселя.
CSPI       Площадь спинакера.

Рис. 1.

Точность измерений и расчётов

Взвешивание производится с точностью 1 кг. Округление результатов промежуточных вычислений не производится. Обмерная площадь парусов округляется до 0,1кв.м. Гоночный балл округляется до 0,001.

Вес экипажа и судна

Вес экипажа WC принимается для целей расчёта равным 75 кг на одного человека. Для учёта веса экипажа и/или снаряжения производится соответствующая поправка.

Минимальный вес судна WS.
Вес готового к плаванию судна, исключая личное снаряжение, такое как индивидуальные спасательные средства и обвязку для выхода на трапецию. Судно, снаряжение и паруса должны быть при взвешивании сухими. Если это невозможно, меритель должен ввести в результат взвешивания поправку на остаточную влагу. В вес судна включаются постоянно находящиеся на борту концы и оснастка, которые должны иметь обычный разумный размер (по решению мерителя). Вёсла учитываются в случае, если постоянно находятся на борту. 
Никакое другое снаряжение или предметы, не являющиеся частью конструкции судна, не должны находиться на борту при взвешивании.
Взвешивание судна должно производиться на ровной поверхности. Взвешивание производится поочерёдной установкой напольных весов с необходимым дополнительным приспособлением (рейка, доска и т.п.) в местах опоры, на которые распределяется полный вес судна, или установкой судна на несколько весов. При этом шверт, руль и другие части судна не должны касаться земли вне мест опоры. Если в положении взвешивания судно получает существенный крен, по усмотрению мерителя противоположная опора может быть поднята для устранения этого крена. Показания весов, полученные в нескольких местах опоры, складываются. За исключением полного штиля, паруса при взвешивании должны быть опущены.

Расчёт гоночного балла

       Расчётные величины:
Расчётная длина                                   L = WL + 0.3 * (AL – WL)
Расчётный вес                                      W = W = WS + WC
Расчётная площадь парусности            A = M + J ,

где M - pасчётная площадь грота:         M = CM * ME / 100
J  - расчётная площадь стакселя: 
для яхт без спинакера:J = CJ * JE /100,
для яхт со спинакером:J =(CJ * JE / 100) + 0,1 * (CSPI – CJ),

где ME - коэффициент эффективности грота в %;
            JE - коэффициент эффективности стакселя в %;
            CPSI - площадь спинакера.Коэффициент эффективности рассчитывается в зависимости от удлинения паруса X:
XM = VLM^2/CM удлинение грота, 
XJ = VLJ^2/CJ удлинение стакселя,
ME = 40.1+18.31*XM-2.016*XM^2+0.07472*XM^3,
JE = 40.1+18.31*XJ-2.016*XJ^2+0.07472*XJ^3.

Промежуточные вычисления:
ZM2=sqrt(L*W)/A
DLR=W/L^3
XC4=1+(0.0061012*L*ZM2*DLR)
XC2=0.4556343 - 0.473292*ZM2*(1.038881 + (0.4371713*DLR))
XC = 0.00132305 * ZM2 L^2 - 2.554547*ZM2/ L - 0.0414213
VT/VB = sqrt((sqrt(XC2^2-4*XC4*XC)-XC2) / (2*XC4))

   Гоночный балл R
R=1 / (0.8 * VT/VB * (1 - BC/100))

Результаты гонок определяются по исправленному времени CT> (Corrected Time), получаемому умножением истинного времени прохождения дистанции яхтой ET (Elapsed Time) на гоночный балл: CT = ET * R


Приложение 1.

Форма мерительного свидетельства

Форма мерительного свидетельства в виде электронной таблицы MS Excel, файл mer09.xls (zip архив)*, опубликована на веб-сайте ассоциации МАРИНС в Интернет.

Эту же форму рекомендуется использовать в качестве протокола обмера.

Приложение 2

Гоночные баллы серийных судов

В таблице 1 приведены гоночные баллы R, установленные на основании данных производителей и проведенных обмеров для серийных судов (без спинакеров). Серийное судно, не подвергавшееся переделкам, в результате которых было увеличена площадь парусности или повышено удлинение парусов; установлены более длинные корпуса (баллоны), увеличено удлинение шверта, уменьшен вес судна, может участвовать в соревнованиях с указанным в таблице максимальным гоночным баллом для судов данного типа без обмера.

Таблица 1. Максимальные гоночные баллы серийных судов.

Судно

Гоночный балл и весовая поправка* на 10 кг
для экипажа 1, 2, 3 чел.

Грот,
кв.м

Стаксель,
кв.м

Длина,
м

Вес,
кг

 Катамаран «Бриз-Микро»

0,63
0,014

0,56
0,007

4,9

4,09

49

 Катамаран «Альбатрос»

0,72
0,014

0,64
0,008

0,59
0,005

5,2

2,2

4,5

60

 Катамаран «Простор»

0,77
0,014

0,69
0,009

0,64
0,006

8,6

5,0

75

 Катамаран «Ветер»

0,84
0,014

0,74
0,009

0,68
0,006

7,6

2,3

5,05

75

 Катамаран «Тайфун»

0,89
0,012

0,81
0,008

0,76
0,006

10,3

2,8

6,03

130

* Если подлежащий учету вес экипажа и/или снаряжения превышает расчетный, поправка к гоночному баллу берется со знаком -. Если вес экипажа меньше расчетного, поправка берется со знаком +. Значение поправки определяется линейной интерполяцией.

Пример.

Экипаж катамарана Ветер из 2-х чел. имеет вес 165 кг. Превышение над расчетным весом 150 кг составляет 15 кг. Весовая поправка -0,009*15/10 = -0,0135 Гоночный балл 0,74 - 0,014 = 0,726


Список изменений

22.02.2013 
Изменена формулировка по учету веса экипажа. 
Внесены весовые поправки для серийных судов и пример их применения. 
Уменьшена расчетная площадь грота и ГБ Альбатроса и Бриза (учет мачты в кармане). 
Из списка серийных судов исключен Альбатрос 16.

22.01.2010 Файл МС обновлен на более удобный для работы - ввод возможен в строке ввода, а не только в ячейках. Открыт показ формул.

1.02.10 исправлена ошибка расчета весовой поправки со спинакером.